Актуальность классики


Итак, подводя итоги, я утверждаю, что мысли Платона относительно проблемы творчества актуальны и для нашего времени. Конечно, в одной статье невозможно провести исчерпывающую реконструкцию его взглядов на данную проблему, однако в целом логика его подхода вырисовывается вполне четко - общетеоретическое предельно абстрактное понимание природы и механизмов творчества через постулирование универсалии единого, затем экспликация его структуры и описание динамики космогенеза, наконец, выявление видов человеческого творчества, раскрытие его смысла и основных этапов на пути восхождения человека к вершинам творчества. Введение категорий блага и красоты дает возможность отделить творчество как сущностную характеристику, атрибут человека от разного рода окказионалистских целесообразностей и целеполаганий.

Главным в философии Актуальность классики творчества Платона, на мой взгляд, является утверждение бытийственности творчества, его изначальности и универсальности. Фактически Платон дал ответ на вопрос, поставленный много позже Лейбницем и над которым "бился" всю жизнь Хайдеггер: почему вообще существует нечто, а не ничто. С точки зрения Платона, самотворчество единого как абсолюта всех абсолютов определяет в конечном счете "неравномощность" бытия и ничто, создает "перевес" в пользу бытия. Небытие есть, но это не "воронка", не "черная дыра", готовая поглотить любое нечто и все бытие без остатка, а резервуар потенций и виртуальностей, из которого изначальная сила творчества перманентно "выдавливает" то или иное нечто. Обращение отдельных нечто в Актуальность классики ничто не изменяет общего вектора действия этой силы, напротив, является необходимым элементом в вечной гармонии мироздания.

Философия творчества Платона - это источник разных исследовательских программ творчества, вполне жизнеспособных и в наше время.
152

В зависимости от интерпретации природы исходных трансцендентальных сущностей космогенеза появляются самостоятельные субстанциальные и функциональные программы творчества. Так, дальнейшая персонализация демиурга, акцентирование внимания на нем как актуально-активном начале, подчеркивание его благостных целей ведет к программе творческой эсхатологии - пониманию Бога в качестве абсолютного Творца мира из ничего (Августин Блаженный), а человека как преемника Бога и продолжателя его творчества (Василий Великий, Н.А. Бердяев). Если видеть в демиурге и мировой душе Актуальность классики метафоры, за которыми скрываются рациональные представления о законах природы, ее силах и энергетике (А.Ф. Лосев), то можно "вывести" из Платона и так называемую натуралистическую программу творчества, где природа выступает самодостаточной причиной вечного порождения самой себя (Б. Спиноза). При этом в креационизме понятие парадигмы трактуется как мысленный план творения самого Бога, а третье начало из платоновских трансценденций выступает в качестве чистой потенциальности (Фома Аквинский). В натурализме, напротив, третье начало - вполне актуальная материя со всеми ее объективными атрибутами и формами существования. Здесь, казалось бы, понятие исходного образца должно быть навсегда отброшено, так как все происходит как бы само собой, "естественным путем". На Актуальность классики самом деле проявляется другая тенденция.



На протяжении всего XX в. по мере все более интенсивного развития естествознания формируются и укрепляются представления многих крупных ученых в реальности определенной интенциональности природных процессов. Физики серьезно говорят о "свободе воли электрона" (Н. Бор) и направленной "событийности" микромира (К. Хюбнер), о "подогнанности" физических констант, детерминирующих облик Вселенной (антропный принцип) и "глубокой целесообразности и гармонии физических законов" (И. Розенталь, И. Линник). Биологи рассуждают о телеономичности эволюционных процессов, лингвисты - об априорной универсальной грамматике, а космологи - о генетическом коде вселенной и информационной матрице космогенеза. Не говорит ли все это о том, что наука постепенно Актуальность классики и неуклонно приближается к тому рубежу, за которым возникает необходимость переосмысления самого понятия "естественное", как было, скажем, на рубеже Х1Х-ХХ вв. переосмыслено понятие "материя". Платоновская категория парадигмы мироздания может таким образом оказаться вполне "рабочим" и операционализируемым понятием науки будущего.

В то же время интерпретация "парадигмы" как модели самого творческого процесса, начиная с Р. Луллия, через Р. Декарта, до современных исследований по "искусственному интеллекту" продолжает вдохновлять авторов на поиски универсального алгоритма творчества, иначе говоря, на развитие нормативно-функциональной программы креативности. Напротив, пристальное внимание к платоновским "озарениям", "исступлениям" и "инсайтам" художественного творчества, "эротическому восхождению" к "чистой" красоте что типично Актуальность классики для различного рода мистических учений, философии Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра, В. Гумбольдта, ведет к современным герменевтическимпрограммам творчества. Очевидно, что, исходя из этих интерпретаций, можно по-новому систематизировать всю историю философии. "Основным вопросом" при этом станет вопрос о понимании природы и смысла творчества.

Наконец, широкое поле для исследований структуры творческого процесса открывается при анализе формально-стилевой специфики самих текстов платоновских диалогов. Выявление основных элементов коммуникативного действа, ведущего к эвристическим "прорывам" новациям в обсуждаемых проблемах, необходимо для моделирования и коррекции современных форм коллективных дискуссий, учитывая постоянное расширение их масштабности на базе новых технических возможностей средств коммуникации и связи.

Платон действительно актуален Актуальность классики, как и две с лишним тысячи лет назад.


Примечания


1 Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона / Платон. Собр. соч. в 4 т. М.: Мысль 1996. Т. 1. С. 67.
2 Богомолов А.С. Античная философия. М.: Изд-во МГУ, 1985. С. 173.
3 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М.: Искусство, 1969 С. 194-196,552-557, 607-609.
4 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа, 1981. С. 260-261
5 Рассел Б. История западной философии в 2-х томах. М.: МИФ, 1993. Т. 1. С. 144.
6 Яковлев В.А. Философские принципы креативности // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1999. № 5. С.98-103.
7 Платон. Избранные диалоги. М.: Художественная литература, 1965. С. 161; 205с.
8 Платон. Собр. соч. в 4 т. М. Мысль, 1994. Т. 3. С Актуальность классики. 432,452,454.
9 Платон. Собр. соч. в 3 т. М. Мысль, 1970. Т. 2. С. 429; 142 е.
10 Платон. Собр. соч. в 4 т. М. Мысль, 1994. Т. 3. С. 432; 29а. С 433; 29е
11 Там же. С. 595.
12 Там же. С. 603.
13 Там же. С. 604.
14 См.: Яковлев ВА., Суркова Л.В. О востребованности диалектики в эпоху постмодернизма // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1998. № 3. С.51-68.
15 Платон. Собр. соч. в 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 3. С. 432; 28Ь.
16 Там же. С. 330; 596с. С. 391; 597Ь
17 Там же. С. 602.
18 Там же. С. 454; 51Ь.
19 Там же. С. 453; 50(1.
20 Яковлев В.А., Суркова Л.В. Философия жизни на пороге XXI века: Новые смыслы //Вестник Московского университета. Сер.7. Философия. 2000. № 6. С. 101-119.
21 Платон. Собр. соч. в 4 т. М.: Мысль Актуальность классики, 1996. Т. 1. С. 41.
22 Там же. С. 36.
23 Платон. Избранные диалоги. М.: Художественная литература, 1965. С. 163; 206с.
24 Там же. С. 166; 208е-209а.
25 Там же. С. 167-168; 210Ь-211Ь.
26 Там же. С. 189; 230а.
27 Платон. Собр. соч. в 4 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 122; 128(1.
28 Платон. Избранные диалоги. М.: Художественная литература, 1965. С. 176; 216е.


documentamftijx.html
documentamftpuf.html
documentamftxen.html
documentamfueov.html
documentamfulzd.html
Документ Актуальность классики